Синология.Ру

Тематический раздел


Ли тянь-ван

李天王 Ли тянь-ван (Небесный князь Ли, держащий пагоду)Ли тянь-ван (Небесный князь Ли, держащий пагоду)Небесный князь Ли, Ли То-та 李托塔, То-та Ли тянь-ван (Небесный князь Ли, держащий пагоду). Образ родился в результате контаминации фигуры знаменитого полководца VII в. Ли Цзина и буд. божества Вайшраваны (кит. Пишамэнь), одного из четырех махараджей (мин ван), властителей стран света (в этой системе Вайшравана соответствует северу). В китайских буд. храмах изображения Ли тянь-вана со знаменем в правой руке и с пагодой в левой первоначально помещались по четырем сторонам храма, затем они стали изображаться как своеобразные стражи врат храма, в этой же функции они встречаются и в храмах даосов, которые называли их Ли, Ма (см. Ма-ван), Чжао и Вэнь (Вэньшушили – Манджушри). В нар. традиции получил известность только один Ли тянь-ван, изображавшийся с пагодой в руке. Наличие пагоды в руке объясняется следующим преданием: Вайшравана (Пишамэнь), потерпев поражение в войне, бежал с поля боя и спрятался подле пагоды, моля Будду защитить его, и получил пагоду как волшебный талисман. Образ Ли тянь-вана встречается в «Путешествии на Запад» У Чэн-эня (XVI в.) и других средневековых эпопеях. В «Фэн шэнь яньи» (Возвышение в ранг духов) он отец героя богатыря Нэ-чжа.
 
Литература:
Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологии народов Китая). Пекин, 1993, с. 209; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanhai, 1932, p. 247–249.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 499.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.